Евгений Александрович, в Год семьи как, на ваш взгляд, должны сочетаться семья и школа?
Евгений Ямбург: Первые и главные наставники ребенка - это его родители. И сегодня, как ни странно, нам нужно сконцентрироваться на том, чтобы родителей научить взаимодействовать со своими собственными детьми. А школам, директорам школ, учителям необходимо творческое взаимодействие с родителями. Мне в этом смысле проще. Я полвека в школе, мои старшие выпускники уже приводят сюда своих внуков. У нас есть определенная атмосфера и традиции. Потому что школа - это не стены. Это прежде всего сложившаяся система взаимоотношений.
Вы из педагогической семьи: внук учительницы, сын учительницы и даже отец учительницы. Как думаете, могли не попасть в школу?
Евгений Ямбург: Конечно, мог. Не стоит абсолютизировать, что если в семье все учителя, то и ваше будущее предопределено. Но когда в семье есть особая атмосфера, в которой воспитывается ребенок, - это замечательно. Моя мама, например, давала мне проверять тетради своих учеников в седьмом классе. Это была огромная ответственность, потому что надо было помечать красным ошибки, и помечать правильно! Это очень подтягивало и мою собственную грамотность. А в десятом классе я помогал уже вести уроки у шестиклассников. И почувствовал: дети-то меня слушают, и это драйв.
Единые учебники, которые сейчас вводятся в школах, не ограничивают свободу творчества для педагогов?
Евгений Ямбург: Единство не означает единообразие. Чтобы ребенок, переехавший из одного региона в другой, не попал в сложную ситуацию в школе, конечно, должны быть учебники и программы, где сохраняется общее ядро образования. То есть тот необходимый минимум, который должен быть в любой школе. А вот дальше уже должна быть возможность развиваться. Дети ведь очень разные. Кто-то гений в математике, где-то учатся дети с проблемами в развитии, например, в адаптивных школах. Конечно, там нужны другие учебники.
Сегодня говорят о нехватке учителей. Вы ее ощущаете?
Евгений Ямбург: Лично я как директор - нет. Поэтому за "среднюю температуру" в стране я отвечать не могу. Но точно знаю, что есть регионы, где вы сроду не устроитесь на работу. И это, конечно, в большей степени вопрос "менеджерский". Я говорю о зарплате учителя, которая сегодня зависит от средней зарплаты по региону.
В Москве одна ситуация, и тут зарплата учителя, например, 90 тысяч рублей - это факт. Но я езжу по регионам и вижу: цены там такие же, как в Москве, а зарплаты... Где-то, чтобы заработать 25 тысяч, учитель высшей категории должен брать 30 с лишним часов вместо 18 по ставке. А это неизбежно приведет к халтуре. Но как быть, если на необходимые лекарства, которые, допустим, предупреждают инсульт или нормализуют давление, нужно в среднем 10 тысяч рублей? А еще за квартиру надо платить. Это что?
Конечно, хорошо сердце отдавать детям, но учителя хотят создавать семьи, брать ипотеку, нормально жить, словом. Кстати, в Москве существуют специальные фонды поощрения молодых учителей. Вот они пришли сразу после института в школу, и им идет надбавка к зарплате до тех пор, пока не получат первую категорию. Они защищены в этой ситуации. Это правильно.
Если мы хотим единое образовательное пространство, мы должны уравнять возможность учителей зарабатывать.
Но молодежь сегодня активно идет в педвузы. Идеалисты?
Евгений Ямбург: Раньше говорили "ума нет - иди в пед". Сегодня в педвузы идут ребята, которые получили на ЕГЭ 100 баллов. Просто потому что это действительно интересная профессия, она дает возможность самореализации. Кроме этого, считаю, что даже если выпускник педвуза придет в школу не учителем, а, к примеру, завучем после бакалавриата по начальной школе и управленческой магистратуры, в этом нет ничего плохого. Но, повторю, нам нужна программа, связанная с оплатой труда педагогов вне зависимости от того, в каком регионе они работают.