Информационно-образовательный портал «DIDACTICUM»

Межпредметное профессиональное сообщество педагогов России

МПГУ переходит на новую систему подготовки педагогов: что изменится

О том, как ведущий российский педагогический вуз переходит на новую систему высшего образования и что изменится в университете в ближайшие годы, рассказал федеральному порталу «Российское образование» ректор МПГУ Алексей Лубков.

14.01.25

Московский педагогический государственный университет (МПГУ) – участник федерального пилотного проекта по формированию национальной системы высшего образования в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2023 года «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования». О том, как ведущий российский педагогический вуз переходит на новую систему высшего образования и что изменится в университете в ближайшие годы, рассказал федеральному порталу «Российское образование» ректор МПГУ Алексей Лубков.

«Изменения по переходу на новую систему высшего образования уже начались. В 2023 году они коснулись только семи программ высшего образования, а в 2024 году практически все учебные подразделения МПГУ начали апробацию нововведений: 82 образовательные программы включены в пилотный проект. В 2025 году в проект будут вовлечены и филиалы нашего университета. Таким образом, можно сказать, что к 2026 году МПГУ полностью перейдет на новую систему высшего образования», – отметил Алексей Лубков.  

Ректор подчеркнул, что основное отличие программ высшего образования, которые реализуются в рамках пилотного проекта, – это возвращение к национальным традициям подготовки педагогов, к понятной системе квалификаций – учитель, воспитатель, педагог-психолог, учитель-дефектолог и др.

«Прежде всего, мы возвращаем такую систему подготовки педагогических кадров, которая позволит получить полноценное высшее образование без необходимости дальнейшего доучивания в магистратуре. Основной акцент в пилотном проекте наш вуз делает на многопрофильной подготовке, которая позволяет получить будущему учителю несколько квалификаций, в том числе и дополнительных, например вожатый. В связи с этим предусмотрены различные сроки освоения программ – от четырех до шести лет: четыре года – учитель одного предмета, пять лет – двух школьных предметов», – сообщил он.  

Алексей Лубков обратил внимание, что при освоении шестилетней программы выпускник получит возможность преподавать три школьных предмета (например, учитель русского языка, литературы, истории) или освоить, помимо учительской, еще одну квалификацию.

«Например, выпускники, освоившие программу «История, Обществознание и Организация воспитательной деятельности», смогут работать учителями по двум школьным предметам, а также советниками директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными организациями», – добавил он.  

Кроме фундаментальных знаний, все программы предусматривают сквозную непрерывную практическую подготовку по каждой специальности с первого по выпускной курс. 

«Применяемая в университете модель подготовки педагогов выстроена таким образом, что студент готов приступить к трудовой деятельности уже на третьем курсе с минимальным периодом адаптации к профессиональной деятельности», – сказал ректор МПГУ.  

Также изменения претерпевают и программы магистратуры, касающиеся уровня специализированного высшего образования. Оно дает возможность получить углубленную научную или профессиональную подготовку, освоить новые квалификации.

«Программы магистратуры с вариативными сроками обучения один-два года дают возможность выпускникам бакалавриата, базового высшего образования выстраивать индивидуальную профессиональную траекторию: освоение или расширение видов деятельности (например, организационно-управленческой и научно-исследовательской), а также возможность вхождения в педагогическую профессию выпускникам классических направлений», – пояснил Алексей Лубков.  

Ректор МПГУ подчеркнул, что сейчас важно дать максимально полную информацию всем заинтересованным участникам образовательного процесса: абитуриентам и их родителям, студентам, преподавателям и работодателям. 

«Директор школы должен быть в курсе всех происходящих изменений, должен понимать, какой молодой специалист придет в ближайшем будущем работать с детьми, насколько он будет компетентен в той или иной сфере профессиональной деятельности. Наша безотлагательная задача, к решению которой мы уже приступили, – выстраивание прямого диалога со сферой труда, профессиональным сообществом, активное привлечение работодателей к процессу подготовки будущих педагогов», – заключил Алексей Лубков.

 

Источник: edu.ru

Примите участие в опросе. Этим вы поможете нам сформулировать наиболее необходимую для Вас тематику материалов.

Повышение кадров

Что из перечисленного ниже Вы считаете наиболее актуальным?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить