Информационно-образовательный портал «DIDACTICUM»

Межпредметное профессиональное сообщество педагогов России

«Чрезмерные нагрузки, низкие зарплаты и кадровый дефицит – это то, с чем сталкиваются учителя практически по всему миру»

Общественный уполномоченный по вопросам детского национального контента Наталья Локтева – о возможных решениях кадрового дефицита в школах специально для телеграм-канала «Наука и университеты».

22.01.24

«Минпросвещения РФ установило минимальные баллы ЕГЭ для поступления в педагогические вузы на 2024 год. Будущему абитуриенту педвуза теперь по русскому языку и обществознанию необходимо набрать 42 балла, по математике, физике, биологии и химии – 39, по истории – 35, по литературе и географии – 40, по информатике – 44.

Баллы оказались меньше, чем, например, для абитуриентов, которые поступают в технические вузы. Это породило дискуссии о проблемах в нашей школе. Более низкий балл свидетельствует о невысоких критериях набора. А значит, о снижении планки в отношении подготовки будущих учителей.

Понятно, что завысив критерии, очень просто столкнуться с недобором. Ведь если 11-классник набрал на ЕГЭ меньше заявленного минимума, его не смогут взять в вуз, даже если останутся свободные бюджетные места.

Чем объяснить сравнительно низкие баллы? Многие учителя констатируют кадровый голод в своей сфере деятельности и нежелание выпускников педвузов идти работать в школы. Из-за маленьких зарплат, выгорания, обилия нагрузок и низкого престижа профессии.

Профильные чиновники еще в прошлом году заявили, что дефицита педагогов нет, а средний балл при поступлении в педвузы за последние два года вырос, что свидетельствует о повышении престижа профессии учителя. И дали статистику: в школы идут работать более 75% выпускников вузов (это хороший показатель). В 2023-м году на поступление в педвузы было подано на 100 тысяч больше заявлений, чем в 2022-м.

Если все так хорошо, почему все так плохо? Почему снова обсуждается инициатива по допуску к преподаванию в средней школе людей без высшего образования? Почему при более-менее приличных показателях средних зарплат учителей в некоторых регионах (эти цифры у многих вызывают горький смех) в 75 регионах РФ оклад школьного учителя не дотягивает до минимального размера оплаты труда, а в 40% регионов составляет даже меньше половины МРОТ? Почему такими удачными правительственными программами как, например, «земский учитель» предпочитает пользоваться довольно маленький процент педагогов, и в целом на ситуацию в нашем школьном образовании они влияют мало? А дети больше не мечтают работать учителями.

Чтобы обеспечить себе средства к существованию при столь низких окладах, педагоги работают на полторы-две ставки, ведут кружки, занимаются репетиторством.

При этом не нужно разделять распространенное в народе заблуждение, что учитель в школе отчитал свои четыре-пять уроков в день и свободен. На него ложится очень большая нагрузка помимо уроков. А в последние годы она резко выросла из-за возросшего обилия документации. Люди устают, ищут другую работу и увольняются. А руководители школ часто не ищут замену, а предпочитают разбросать нагрузку по коллегам, чтобы отчитаться о выполнении указов по зарплате.

Не стоит считать, что эти проблемы присущи исключительно России. Чрезмерные нагрузки, низкие зарплаты и кадровый дефицит – это то, с чем сталкиваются учителя практически по всему миру, от Африки, Латинской Америки и Восточной Азии, до США и Западной Европы. В той же Великобритании согласно опросу, проведенному весной 2023-го национальным профсоюзом работников образования, 34% педагогов в возрасте до 29 лет экономили на еде, чтобы свести концы с концами, а около 20% подрабатывали.

Преподавая в школе, человек не станет миллионером или «успешным» с точки зрения общества потребления. У него будет мало свободного времени и много документации. Его поведение в общественных местах и профиль в соцсетях будут регулярно отслеживаться родителями и учениками.

Но если проблемы есть везде, это не значит, что на них нужно закрывать глаза у нас. Прежде всего, к единому пониманию совместно должны прийти власти, профессиональное сообщество и общество в целом. После этого можно формулировать и ставить задачи».

 

Источник: vogazeta.ru

Примите участие в опросе. Этим вы поможете нам сформулировать наиболее необходимую для Вас тематику материалов.

Какое из нововведений Вы поддерживаете?

Что из перечисленного ниже Вы считаете наиболее актуальным?
Отказ от тестовой части ЕГЭ
Устная часть ЕГЭ по русскому языку
Обязательная сдача ЕГЭ по истории
Внедрение уроков робототехники
Возвращение комплекса норм ГТО