Информационно-образовательный портал «DIDACTICUM»

Межпредметное профессиональное сообщество педагогов России

Андрей Рудской: Перед российским образованием стоит задача обновления системы

Андрей Рудской, ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, академик РАН, председатель Санкт-Петербургского отделения РАН.

21.05.24

Андрей Рудской, ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, академик РАН, председатель Санкт-Петербургского отделения РАН:

Совсем недавно стал известен новый состав правительства РФ. Уверен, что главными его задачами станет укрепление независимой экономики и развитие всех важнейших социальных институтов страны.

Говоря о сфере науки и технологий, нельзя не упомянуть слова президента о необходимости формирования мощной производственной базы за счет качества подготовки инженерных кадров. Мне как ректору СПбПУ и председателю Координационного совета Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в области подготовки специалистов по "Инженерному делу, технологии и техническим наукам" отдельно хочется отметить эффективную работу в этом направлении профильного Министерства науки и высшего образования под руководством Валерия Фалькова. За последние годы курируемые Валерием Николаевичем федеральные проекты - программа развития "Приоритет 2030", создание передовых инженерных школ, а также сети университетских кампусов мирового уровня стали важнейшими инструментами стимулирования развития и повышения качества инженерного образования в нашей стране.

И я очень рад, что Госдума РФ утвердила Валерия Фалькова на пост главы Министерства науки и высшего образования. А это значит, что начатые реформы высшего образования в стране приведут к поставленной цели.

"Вскоре мы сможем сформировать новую парадигму инженерного образования в России"

Что делать дальше, предельно ясно: ориентиры развития науки и высшего образования заданы президентом в его послании Федеральному собранию, указе о национальных целях и в обновленной Стратегии научно-технологического развития. Опираясь на уже сформированный задел, нужно обеспечить достойный вклад в достижение технологического лидерства и других национальных целей. Сейчас перед российским образованием стоит задача обновления системы, и, вне сомнения, мы сможем пройти этот процесс с минимальными потерями и построить независимую отечественную структуру. Президент подписал указ о запуске пилотного проекта по изменению уровней профессионального образования. Сейчас апробация идет в шести крупных вузах страны, их опыт (в том числе и опыт петербургского Горного) в дальнейшем будет учтен и масштабирован и на другие вузы.

Напомню, что в рамках проекта установлены два уровня высшего образования - базовое со сроком обучения от четырех до шести лет и специализированное высшее образование со сроком обучения от года до трех, а также установлен один уровень профессионального образования - аспирантура. В ближайшее время обобщенные выводы об эксперименте представят в Госдуме.

Уверен, что в ближайшем будущем мы сможем сформировать новую парадигму инженерного образования в России, готовящую современных инженеров мирового уровня, способных формировать независимую индустрию и экономику страны. Главные задачи здесь - сделать акцент на практико-ориентированность, подготовку специалиста за один такт при увеличении срока обучения и тесной связи с работодателем.

Важно также сохранить те тенденции, что наметились в российской науке в последнее время, - рост числа молодых ученых в стране. Напомню статистику: сегодня 44 процента исследователей моложе 39 лет, и этот факт не может не радовать. Способствовать "омоложению" науки помогут активное строительство кампусов и новых лабораторий, обновление научного оборудования, развитие системы грантов, выделяемых на новые проекты.

 

Источник: rg.ru

 

Примите участие в опросе. Этим вы поможете нам сформулировать наиболее необходимую для Вас тематику материалов.

Как вы относитесь к последним изменениям в трудовом кодексе?

Что из перечисленного ниже Вы считаете наиболее актуальным?
Положительно
Отрицательно
Затрудняюсь ответить