Информационно-образовательный портал «DIDACTICUM»

Межпредметное профессиональное сообщество педагогов России

Учитель – не раб и маргинал: как справиться с дефицитом кадров в школах

В России выяснилось, что в большинстве регионов​ возник дефицит учителей. Такими данными поделился Центр экономики непрерывного образования РАНХиГС.

28.07.22

В целом по стране количество вакансий превышает число готовых откликнуться на них специалистов на 3,1%. Наибольший дефицит зафиксирован в ЮФО (4,8%). На Дальнем Востоке - 3,5%, на Урале - 4,4%. Лучше обстановка в Северо-Кавказском округе (1,2%), Приволжском (2,5%).

Как сообщил «КоммерсантЪ», в профсоюзе «Учитель» объяснили представленную статистику просто – низкие зарплаты и непомерная нагрузка.

Депутат Госдумы Алексей Нечаев согласился с обозначенными причинами проблемы, отметив, что на Урале учителя в среднем получают 30 тысяч рублей в месяц. Это вдвое меньше официального среднего дохода, например, по Свердловской области. Чтобы зарабатывать больше, педагогам приходится брать двойные ставки, классное руководство. И только тогда их доходы хоть как-то начинают соответствовать требованиям майских указов.

В сельской местности даже 30 тысяч – труднодостижимый доход. Не далее как в феврале 2022 года в Минпросвещения представили официальную статистику: более 75% учителей имеют оклад ниже МРОТ. На тот момент МРОТ еще не проиндексировали, поэтому министерство ориентировалось на показатель 2021 года – 12,8 тысячи рублей.

Что касается нагрузки, речь идет даже не о дополнительных ставках, хотя норма для учителей – 18 часов в неделю, – установлена не просто так. Нагрузки педагогам добавляет «бумажная» работа.

15 июля 2022 года ассоциированный с Минпросветом канал «Большая перемена» сообщил, что профильное ведомство планирует сократить перечень документов, которые учителям нужно заполнять в обязательном порядке. Чиновники обещали, что для заполнения останутся: рабочая программа, журналы учёта успеваемости и внеурочной деятельности, план воспитательной работы для классных руководителей и характеристики.

Впрочем, сами педагоги, как сообщает портал «РВС», не верят, что их работа станет легче. Дело в том, что перечни документов к заполнению формируются не только на уровне министерства, но и на более низких уровнях. Поэтому чиновники всегда найдут способ, чтобы обеспечить педагогам «полную занятость» без остатка времени даже на личную жизнь.

По словам Нечаева, в таких условиях совсем неудивительно, что «молодёжь не хочет идти в педагогические вузы». Нехватка учителей означает, что нагрузка распределяется на оставшихся педагогов. Либо дети попросту недополучают знания.

«Мы предлагаем ввести единый федеральный оклад педагога в 75 тысяч рублей. Пилотным регионом может стать Свердловская область. Здесь трудится 31 тысяча учителей. Чтобы каждый из них получал как минимум 75 тысяч рублей, в год нужно выделять 28 млрд рублей. Приличная сумма для регионального бюджета, но посильная для федерального», – написал Нечаев в Telegram.

Всего в России насчитывается около 1,1 млн учителей. Если унифицировать зарплаты на уровне 75 тысяч, от бюджета потребуется 1 трлн рублей. такие деньги можно найти без проблем. «Скажем, на неконкурентные закупки каждый год уходит 26 трлн рублей. Эти деньги тратятся непрозрачно и зачастую непонятно на что. Хотя бы часть из них точно можно потратить на учителей», – заключил парламентарий.

 

Источник: vogazeta.ru

Примите участие в опросе. Этим вы поможете нам сформулировать наиболее необходимую для Вас тематику материалов.

Похвала

Что из перечисленного ниже Вы считаете наиболее актуальным?
Выпишу ему денежную премию
Похвалю его на общем собрании
Вызову его на личную беседу, где отмечу все его заслуги
Другой вариант (напишите в комментариях)