Информационно-образовательный портал «DIDACTICUM»

Межпредметное профессиональное сообщество педагогов России

«Майские» указы не спасли учителей от бедности

В четверти регионов педагоги получают менее 30 тысяч рублей

04.05.21

  В четверти регионов педагоги получают менее 30 тысяч рублей 

  7 мая исполняется девять лет «майским» указам президента, согласно которым учительская зарплата не должна быть меньше средней по региону. Уже в 2015 году чиновники поняли, что проще искусственно снизить среднюю зарплату по области, чем дотянуть до нее заработок педработника. Однако даже эти игры со статистикой не позволили всем регионам в полном объеме выполнить поручения Владимира Путина. При этом в более чем четверти субъектах РФ в 2020 году средние педагогические зарплаты не дотянули даже до отметки в 30 тысяч рублей в месяц. 

  В апреле Росстат представил данные по средней зарплате в каждом российском регионе и средним зарплатам педагогических работников за 2020 год.   Эксперты профсоюза «Учитель» проанализировали выполнение «майских указов» президента накануне их девятилетия. Выяснилось, что в прошлом году учителя из 26% регионов в среднем получали менее 30 тысяч рублей, а в 43,5% субъектах РФ  от 30 до 40 тысяч. Получкой свыше 50 тысяч могут похвастаться только педагоги регионов Крайнего Севера и экономически успешных субъектов федерации: Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга. Самые низкие зарплаты обнаружились у учителей Ингушетии, в среднем они получали 23 691 рубль, чуть больше было начислено педагогам Кабардино-Балкарии — 24 096 рублей и Карачаево-Черкессии — 24 339 рублей. 

  Для выполнения «майских» указов президента правительство пошло на хитрость еще в 2015 году. Понятие «средняя заработная плата» было заменено на «средний доход от трудовой деятельности», куда включили данные о доходах работников неформального сектора, в том числе иностранных граждан, работающих у индивидуальных предпринимателей и физических лиц. Естественно, это существенно понизило среднюю температуру по больнице и упростило задачу по подтягиванию к заданной цифре учительских зарплат для региональных чиновников.  Так, в 2020 году средняя заработная плата по стране составляла 51 083 рубля, а средний доход от трудовой деятельности, к которому теперь привязаны учительские зарплаты, достиг всего 42 366 рублей. Таким образом, разница между этими показателями составила 21%, за 6 лет разрыв увеличился вдвое.   

  - При анализе данных по учительским зарплатам, мы использовали старую методику, которая действовала в момент издания президентом «майских указов», - объясняет оргсекретарь профсоюза «Учитель» Ольга Мирясова. - При таком подходе получается, что в 2020 году майские указы были полностью выполнены лишь в 4 регионах страны. В среднем по стране размер учительских зарплат составил 85% от средней зарплаты по регионам вместо декларируемых 103%. Для наиболее бедных регионов этот показатель опускался еще ниже. Проблема еще и в том, что в среднюю заплату педагогического работника включаются зарплаты завучей, это противоречит смыслу «майских» указов и искусственно повышает средний уровень зарплат учителей.  По словам эксперта, при определении окончательных цифр есть и определенные махинации со ставками. Если педагог работает на полставки, то в подсчетах он идет как 0,5 работника, однако многочисленные учителя, которые сейчас трудятся на 1,5, а то и на 2 ставки, попадают в статистику как один работник. Естественно, для выполнения майских указов выгодно, чтобы учителя брали не 18 стандартных часов, а 24 и даже 36, а также другую дополнительную нагрузку, тогда их зарплату проще дотянуть до средней по региону. При этом, когда две трети учителей работает на 1,5 ставки и более, говорить о качестве образования уже не приходится. Также в среднюю зарплату учителей включаются доходы и от платных кружков, в связи с этим в некоторых регионах родителей буквально принуждают отдавать своих детей в такие секции. 

  - «Майские указы» сформулированы так, что даже полное и честное их выполнение не исключает наличие в стране учителей на пороге бедности, - считает Ольга Мирясова. - Проблема  в том, что в указах не уточняется, за какое количество учебных часов должна выплачиваться зарплата соответствующего уровня. Кроме того, наблюдается очень большой разрыв в зарплатах учителей школ федерального, регионального и муниципального подчинения. В последнем случае они могут быть в разы меньше за одну и ту же работу. Мы уже давно говорим, что выход из этой ситуации только один: необходимо установить фиксированную оплату труда учителей в размере не ниже 2 МРОТ за одну ставку (18 часов), а компенсационные выплаты и надбавки привязать к размеру этих окладов.   

 

Источник: Мел

Примите участие в опросе. Этим вы поможете нам сформулировать наиболее необходимую для Вас тематику материалов.

Рейтинг сайтов

Что из перечисленного ниже Вы считаете наиболее актуальным?
Да, ведь сайт создаёт имидж моего образовательного учреждения
Да, сайт — наша визитная карточка!
Да, но только потому, что это проверяется соответствующими органами
Да, но он нужен только родителям
Да, я люблю информационные технологии
Нет, это пустая трата времени
Затрудняюсь ответить
У нас нет сайта




-
Если Вам необходима консультация специалиста, оставьте Ваш номер телефона,
мы обязательно перезвоним!


Информационно образовательный портал и профессиональное сообщество педагогов "DIDACTICUM"

127410, г.Москва, Алтуфьевское ш., д.35, стр.1

тел.: +7 (495) 120-59-07, e-mail: info@didacticum.ru

 

Техническая поддержка и управление сайтом:

e-mail: support@didacticum.ru 


Информационно-образовательный портал «DIDACTICUM»
copyright 2018 didacticum.ru