Информационно-образовательный портал «DIDACTICUM»

Межпредметное профессиональное сообщество педагогов России

Как будут работать школы по единым программам и учебникам

С 1 сентября 2023 года в школах начнет действовать так называемый золотой стандарт знаний. Соответствующие поправки в Закон «Об образовании в РФ» приняла Госдума.

21.09.22

Речь о единых федеральных образовательных программах. Это базовая планка, ниже которой школам «сползать» нельзя. Программы разработает минпросвещения. Утвердить их нужно до 1 января 2023 года.

Что изменится? Появится единый стандарт преподавания по нескольким предметам: русскому языку, литературе, истории, обществознанию, географии и основам безопасности жизнедеятельности.

Федеральная образовательная программа – это в том числе график учебных программ. Меньше этого давать в школе нельзя. Больше – пожалуйста

Также министерство просвещения будет формировать государственный заказ на разработку учебников и утверждать авторов.

Что все это значит? К чему готовиться учителям? Как и когда изменится перечень школьных учебников? Новинку разбирают эксперты «Российской газеты».

– До сих пор Закон «Об образовании в Российской Федерации» описывал учебную школьную программу как примерную, рекомендательную. Это часто вызывало разночтения, – прокомментировала «РГ» глава Комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова.

– Семьи переезжают из города в город, и дети в школах зачастую сталкиваются с новыми «вводными». Раз программы – примерные, то школы по своему усмотрению могут вводить разные элементы и дополнения по разным предметам.

– А что такое федеральная основная образовательная программа? Единый конструктор документов, в том числе и федеральный учебный план, и календарный график из рабочих учебных программ, предметов, курсов, дисциплин, где каждый урок прописан подробнейшим образом. Меньше этого давать в школе нельзя. Больше – пожалуйста, – отметила Казакова.

По мнению директора Президентского физико-математического лицея № 239 Санкт-Петербурга Максима Пратусевича, закону потребуется не один подзаконный акт.

– В законе прописано, что федеральные образовательные программы распространяются только на несколько предметов, среди которых география, русский язык, литература. Но у нас есть школы, где, например, география, физика, химия объединены в предмет «Естествознание», а русский и литература – в предмет «Словесность», – рассказал «РГ» Пратусевич. – А что теперь? Придется все разъединять? Говорится и о перераспределении часов: от предметов, по которым нет государственной итоговой аттестации, в пользу предметов с углубленным изучением. Получается, можно забрать часы у физкультуры и отдать их математике? Странная математика.

Пока с точки зрения практики нововведение вызывает много вопросов. Например, учебники. Это, в целом, тема острая. Их много, и, с одной стороны, это возможность выбора, а с другой – велика вероятность потеряться в этом разнообразии. Теперь закон полностью возлагает ответственность за выпуск и содержание учебников на государство. И это, по словам законодателей, большой плюс.

– Издания, которые не будут подходить под федеральные образовательные программы, мы будем постепенно выводить из числа допущенных в школы, – пояснила Ольга Казакова. – Через 5 лет перечень учебников точно станет короче. По сути, по каждому предмету в линейке должен остаться один базовый учебник и один – для углубленного изучения. Но никто не исключит из перечня учебники для детей с особенностями развития здоровья.

Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика»:

– В образовательной политике сейчас все движется в сторону централизации, это отражение определенных общественных настроений: есть запрос на усиление роли государства. Но если говорить о конкретных изменениях, то, на мой взгляд, для школ мало что изменится. Потому что основные образовательные программы школ фактически дублировали примерные образовательные программы, которые разрабатывало минпросвещения. Принять закон – это полдела. Теперь нужно сделать подзаконные нормативные акты, чтобы реализация закона не превратилась в самодеятельность на местах и не дискредитировала саму идею.

Документ по сути оформил госзадание школе: по содержанию, по результатам, по плану. Но госзадание должно быть подкреплено федеральными финансовым нормативами.

Ирина Абанкина, профессор Института образования Высшей школы экономики:

– В статье 11 ФЗ «Об образовании в РФ» четко говорится: мы признаем принцип вариативности. Это означает, что при построении образовательных программ учитываются запросы, интересы и способности учащихся и их родителей. Разработка и выбор образовательной программы в соответствии с 28-й статьей того же закона относится к полномочиям самой школы. У нас предоставлены широкие полномочия и учителям: они обладают академическими свободами. Это степень доверия к квалификации и образованию педагога. ФГОС до сих пор предлагали примерные образовательные программы, которые устанавливало министерство. А на основании примерной программы каждая школа делала свою. Сейчас выделена часть предметов, для которых появятся унифицированные программы, что чревато снижением качества образования и ущемляет права родителей и школьников на выбор образовательной программы.

Отмечу: по оценкам российских и международных экспертов, именно автономия образовательной организации приводит к высоким образовательным результатам. И путь их достижения, конечно, должен быть вариативным – все дети разные.

 

Источник: Вести образования

Примите участие в опросе. Этим вы поможете нам сформулировать наиболее необходимую для Вас тематику материалов.

Цифровая Школа

Что из перечисленного ниже Вы считаете наиболее актуальным?
Это отличная инициатива, которая многим пригодится
Зависит от того, как именно это реализуют
Правительство опять занимается не первостепенными задачами
Я затрудняюсь ответить