Информационно-образовательный портал «DIDACTICUM»

Межпредметное профессиональное сообщество педагогов России

Ямбург: школа – это не стены, а сложившаяся система взаимоотношений

На днях РГ взяла интервью у заслуженного учителя РФ Евгения Ямбурга, который сейчас является директором московского Центра образования № 109. Как сейчас взаимодействуют семья и школа, почему в нашей стране такие разные зарплаты у учителей, чувствуется ли

24.01.24

Евгений Александрович, в Год семьи как, на ваш взгляд, должны сочетаться семья и школа?

Евгений Ямбург: Первые и главные наставники ребенка - это его родители. И сегодня, как ни странно, нам нужно сконцентрироваться на том, чтобы родителей научить взаимодействовать со своими собственными детьми. А школам, директорам школ, учителям необходимо творческое взаимодействие с родителями. Мне в этом смысле проще. Я полвека в школе, мои старшие выпускники уже приводят сюда своих внуков. У нас есть определенная атмосфера и традиции. Потому что школа - это не стены. Это прежде всего сложившаяся система взаимоотношений.

Вы из педагогической семьи: внук учительницы, сын учительницы и даже отец учительницы. Как думаете, могли не попасть в школу?

Евгений Ямбург: Конечно, мог. Не стоит абсолютизировать, что если в семье все учителя, то и ваше будущее предопределено. Но когда в семье есть особая атмосфера, в которой воспитывается ребенок, - это замечательно. Моя мама, например, давала мне проверять тетради своих учеников в седьмом классе. Это была огромная ответственность, потому что надо было помечать красным ошибки, и помечать правильно! Это очень подтягивало и мою собственную грамотность. А в десятом классе я помогал уже вести уроки у шестиклассников. И почувствовал: дети-то меня слушают, и это драйв.

Единые учебники, которые сейчас вводятся в школах, не ограничивают свободу творчества для педагогов?

Евгений Ямбург: Единство не означает единообразие. Чтобы ребенок, переехавший из одного региона в другой, не попал в сложную ситуацию в школе, конечно, должны быть учебники и программы, где сохраняется общее ядро образования. То есть тот необходимый минимум, который должен быть в любой школе. А вот дальше уже должна быть возможность развиваться. Дети ведь очень разные. Кто-то гений в математике, где-то учатся дети с проблемами в развитии, например, в адаптивных школах. Конечно, там нужны другие учебники.

Сегодня говорят о нехватке учителей. Вы ее ощущаете?

Евгений Ямбург: Лично я как директор - нет. Поэтому за "среднюю температуру" в стране я отвечать не могу. Но точно знаю, что есть регионы, где вы сроду не устроитесь на работу. И это, конечно, в большей степени вопрос "менеджерский". Я говорю о зарплате учителя, которая сегодня зависит от средней зарплаты по региону.

В Москве одна ситуация, и тут зарплата учителя, например, 90 тысяч рублей - это факт. Но я езжу по регионам и вижу: цены там такие же, как в Москве, а зарплаты... Где-то, чтобы заработать 25 тысяч, учитель высшей категории должен брать 30 с лишним часов вместо 18 по ставке. А это неизбежно приведет к халтуре. Но как быть, если на необходимые лекарства, которые, допустим, предупреждают инсульт или нормализуют давление, нужно в среднем 10 тысяч рублей? А еще за квартиру надо платить. Это что?

Если мы хотим единое образовательное пространство, мы должны уравнять возможность учителей зарабатывать

Конечно, хорошо сердце отдавать детям, но учителя хотят создавать семьи, брать ипотеку, нормально жить, словом. Кстати, в Москве существуют специальные фонды поощрения молодых учителей. Вот они пришли сразу после института в школу, и им идет надбавка к зарплате до тех пор, пока не получат первую категорию. Они защищены в этой ситуации. Это правильно.

Если мы хотим единое образовательное пространство, мы должны уравнять возможность учителей зарабатывать.

Но молодежь сегодня активно идет в педвузы. Идеалисты?

Евгений Ямбург: Раньше говорили "ума нет - иди в пед". Сегодня в педвузы идут ребята, которые получили на ЕГЭ 100 баллов. Просто потому что это действительно интересная профессия, она дает возможность самореализации. Кроме этого, считаю, что даже если выпускник педвуза придет в школу не учителем, а, к примеру, завучем после бакалавриата по начальной школе и управленческой магистратуры, в этом нет ничего плохого. Но, повторю, нам нужна программа, связанная с оплатой труда педагогов вне зависимости от того, в каком регионе они работают.

Источник: rg.ru

Примите участие в опросе. Этим вы поможете нам сформулировать наиболее необходимую для Вас тематику материалов.

ФГОСы

Что из перечисленного ниже Вы считаете наиболее актуальным?
Положительно. Система работает и работает хорошо
Скептически. Звучит неплохо, но реализовать невозможно
ФГОСы скорее мешают, чем помогают в работе
Это худшее, что могло произойти в системе образования
Другой вариант (напишите в комментариях)